Вещание в Азербайджане
Телерадиовещание в Азербайджане по формам собственности разделяется на три
вида: государственное вещание, общественное вещание и частное вещание.
Законодательством предусмотрено и муниципальное вещание. Однако вот уже 13 лет
со времени своего функционирования Национальный телерадиосовет (НТРС) не
объявляет тендеров на предоставление
частот для муниципального вещания и муниципалитеты как вещатели не обращаются
за получением лицензий.
В стране функционируют 10 общенациональных телеканалов. Из них 3
государственные, 1 – общественный (он также на 100 процентов финансируется
государством), 6 – частные.
В Азербайджане действуют 12 региональных телеканалов, в том числе 2
государственных, 10 – частных.
За последние два было отказано в продлении лицензии действовавшему в
Загатальском районе телеканалу Aygun TV, а в Гяндже было приостановлено вещание канала Alternativ TV, который объединился с Kapaz TV.
Таким образом, оба телеканала вынуждены были закрыться из-за не выполнения
условий лицензии по переходу к цифровому вещанию.
Что касается радиовещания, то в стране действуют 13 общенациональных FM радио и еще 3 региональных
FM радио. Из 13 общенациональных FM радио 1
– государственное, 1 – общественное и 1 - ведомственное (Министерства
транспорта). Остальные 10 FM радио –
частные.
Две из трех региональных радиостанций
действуют в Нахчыванской автономной республике (НАР). Оба они
государственные. Лишь одно региональное радио частное
(Kapaz FM) и оно вещает в Гяндже.
Таким образом, в стране в общей сложности действуют 22 телеканала, в том
числе 10 общенациональных вещателей и 16 FM радиоканалов.
Из указанных структур 5 телевизионных и 5 радиоканалов принадлежат
государству.
Всего же из госбюджета финансируются 12 телерадиоканалов, в том числе 6
телевизионных и 6 FM радио.
Сеть кабельного вещания
В Азербайджане число кабельных вещателей 13. Они в основном действуют в
Баку.
Есть структуры кабельного вещания также в других крупных городах – Гяндже и
Сумгайыте.
Кабельные вещатели в свои пакеты включили наряду с национальными
телеканалами, также российские, турецкие и известные международные. Параллельно
они предлагают также Интернет посредством фиброоптической кабельной связи.
Спутниковое вещание
В Азербайджане с 2012 года
действует также спутниковое телевидение CBC. Оно также финансируется
правительством. В настоящее время в эфире CBC ежедневно два раза выходят
выпуски новостей на пяти языках – азербайджанском, русском, английском, фарси и
армянском.
Положение дел с лицензированием
В Азербайджане остаются проблемы с выдачей лицензий. Согласно закону,
каждый год должно обнародоваться список свободных частот. Однако НТРС не
выполняет это требование закона. В соответствии с Налоговым кодексом сведения о
собственниках вещателей отнесены к коммерческой тайне и это порождает серьезные
проблемы для прозрачности.
Деятельность НТРС в сфере вещания, процедур выдачи лицензий критически
оценивается. Ограничены и возможности общественного контроля над этой сферой.
НТРС без всяких общественных обсуждений с 2009 г. приостановил деятельность
4 FM радио.
Это – вещание азербайджанских служб
«Голоса Америки», BBC, «Радио Свобода, а также российского канала «Европа плюс».
При этом за указанный период были выданы лицензии трем новым 3 FM радио.
Это 105,5 digital media, 103,3 Araz FM и 107.3 FM (центра интеллектуального управления транспортом
Министерства транспорта, последняя лицензия выдана в 2014 г.).
За последние 8 лет, 4 региональных телеканала были лишены лицензий. Это Xaсmaz TV, Lenkoran TV, Aygun TV и Alternativ TV. . Две последние лицензии были ликвидированы в прошлом году.
В указанный период были выданы лицензии 4 общенациональным и 3 региональным
вещателям. Это телеканалы AZ TV- Спорт, , AZTV- Культура, Xazar tv, RTV,
Yevlax TV, STV и Cenub TV.
Согласно закону за выносимые на конкурс частоты могут бороться только
частные вещатели, поскольку государственному и общественному вещанию частоты
предоставляются бессрочно вне конкурса.
Несмотря на это лицензии двух
частот вынесенных на конкурсы в 2008 и 2010 гг. были предоставлены
государственному вещателю - AZ TV.
Расходы государства на медиа в
последние 5 лет
Хочу поделиться статистикой последних пяти лет. В 2011-15 гг. из
государственного бюджета Азербайджана были выделенные большие ассигнования в
медиа сектор. В общем, эта сумма составляет 418,5 млн.
долларов.
397 млн. долларов из указанной суммы были предусмотрены напрямую из
госбюджета.
Примерно 22 млн. долларов за последние три года были безвозмездно переданы
5 частным телеканалам из Резервного фонда президента с целью производства
телесериалов.
В последние пять лет самые крупные финансовые средства получило
гостелевидение.
Оно напрямую из госбюджета получило 223 млн. долларов.
Вторым крупным бенефициаром госсредств стало Общественное вещание, которому
в последние 5 лет было выделено 95,6 млн. долларов.
Часть средств выделяемых медиа были предоставлены газетам и online media посредством Госфонда поддержки
СМИ.
Переход на цифровое вещание
Как известно в 2006 г. на Региональной конференции радиосвязи (RRK-06) в Женеве были приняты
решения о переходе на цифровое
телевещание и достигнуто договоренности
между странами региона о завершении этого процесса до 2015 года.
Согласно распоряжению n 274s Кабинета
министров Азербайджанской Республики от 13.09.2006 было признано
целесообразным применение на территории страны европейского стандарта DVB-T для цифрового вещания.
Постановлением
Кабинета министров за номером 10 от 10 февраля 2011 г. была утверждена
Программа применения и развития на
территории Азербайджанской Республики системы цифрового вещания DVB-T.
Программой
предусматривалось полное завершение до конца 2013 г. аналогового вещания и
переход на цифровое вещание. Впоследствии
сроки реализации этой цели были
продлены до конца 2015 г. По последней информации из-за того, что процесс
продолжается сроки перехода на цифровое вещание продлены еще на один год.
Что предусмотрено
программой?
Программа
предусматривала двухэтапный переход на цифровое вещание.
Первый этап
охватывал 2011-2012 гг. На этом этапе предусматривалось организация цифрового
вещания в Баку, Гяндже, НАР и пограничных регионах стран как минимум с одним
открытым пакетом (8-12 программ).
На первом этапе планировалось создание сети цифрового вещания охватывающего
примерно 60-70 процентов населения.
На втором заключительном этапе, который планировался на 2013 год,
предусматривалось с использованием других более мощных телевизионных станций и обеспечением требований
оптимального вещания, установление передатчиков цифрового вещания, состоящих из
2, 3 и более открытых пакетов (каждый с 8-12 программами).
В пакеты предусматривалось включить наряду с государственными,
общественными, частными и региональными телевизионными программами и другие
телепрограммы, вызывающие интерес населения.
В настоящее время, ближе к концу 2015 г. большая часть этой работы уже выполнена.
В частности, общенациональные вещатели собраны в одном пакете, который в
настоящее время предлагается наряду с аналоговым вещанием.
Но у некоторых региональных
вещателей остаются проблемы.
Ибо переход на цифровое вещание требует обновления и модернизации всех
технических возможностей. К сожалению, в программе правительства не
предусмотрена поддержка региональным телеканалам со слабым
материально-техническим снабжением.
По новой системе пакетное вещание централизуется и осуществляется из
единого центра одной структурой. Таковой является Производственное объединение
телерадио Министерства связи и высоких технологий.
Оно в рамках государственной программы снабжено современным цифровым
передатчиком.
Однако ежемесячная сумма за вещание недоступна, в особенности для региональных
телеканалов. Поэтому некоторые телеканалы пока не подключились к этой услуге.
Отсутствие у частных телеканалов собственных
передатчиков может рассматриваться как угроза их независимости. Все цифровые
передатчики в монополии Министерства связи и высоких технологий. На самом деле было бы правильным если бы
правительством не создало бы монополистскую структуру, а предоставило бы льготные кредиты или дотации
частным телеканалам.
В переходе на цифровое вещание есть две важные стороны. С одной стороны –
вещатели и их трансформация на цифровые
технологии. С другой стороны – зрительская аудитория, принимающая цифровое
вещание и обеспечение ее такими возможностями.
В Азербайджане первая сторона завершила этот процесс. За исключением мелких
технических проблем вещатели готовы.
Однако народная масса не готова к этому.
Согласно официальной статистике в Азербайджане 2 млн. 38 тыс. 400 семей.
Из-за неравномерных доходов населения, материальные возможности многих
семей ограничены.
У этой категории населения нет телевизоров, способных принимать современное
цифровое вещание или декодеров. НТРС поднимал данный вопрос однако, к сожалению,
на официальном уровне шагов в данном направлении не было принято.
То есть не произошло выделения дотаций для предоставления малообеспеченным
семьям новых телевизоров или декодеров. А это означает, что в случае полного
прекращения аналогового вещания значительное число людей могут остаться без
информации.
Правовое положение вещательного
медиа
За последний год в законодательства были осуществлены
ряд изменений. Они носят ограничительный характер.
Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях от 24
февраля 2015 г. в статью 187-1 санкционирующую нарушения законодательства о
телевидении и радио штрафы были увеличены в 4-5 раза. Так самый высокий штраф
на сумму 2 тыс. манатов (1900 долларов) теперь
был увеличен до 8 тысяч манатов (7600 долларов).
Согласно статье 19 закона о СМИ
из-за показа в эфире порно в судебном порядке может быть прекращена
деятельность данного СМИ.
Кроме
того, 24 февраля 2015 г. было внесено изменение в статью 23 закона о
Телерадиовещании. Так, в законе были пересмотрены нормы приостановления и
прекращения действия лицензий. Отныне
регулирующий орган (НТРС) без решения суда вправе на 1 месяц приостановить
вещание.
Также
определены 9 новых случаев, когда НТРС может ликвидировать лицензию.
Одним
из них является, «привлечение вещателя к ответственности за
нарушение в области телерадиовещания не менее трех раз в год».
Это норма в особенности создает
серьезную угрозу для телеканалов.
Ибо НТРС часто, проводя мониторинги, выносит предупреждения, и штрафы за превышение допустимого законом
рекламного времени.
К примеру, за первые 42 дня 2014
г. НТРС дважды выносил решения о
«безответственности» телеканала ANS Tv. Это означает, что если до конца года телеканал
допустил бы еще одно нарушение, то мог бы лишиться лицензии.
Это норма ставит независимую деятельность телеканалов перед серьезной
угрозой.
Данная норма играет серьезную роль и в отсутствие политического плюрализма на
телеканалах Азербайджана.
политического
плюрализма на телеканалах
Хочу с вами поделиться итогами
мониторинга проведенного мною касательно уровня плюаризма который царит на
Азербайджанском телевидении.
Как вам известно 1-ого ноября текущего года в Азербайджане проводятся
Парламентские выборы, в связи с чем за 60 дней Центральный Избирательный
Комитет объявил о начале выборов.
В связи с объявлением выборов на 4-х телеканалах местного телевидения были
проведены мониторинги. Период
мониторинга отображает 3-х недельную деятельность этих телеканалов.
Для мониторинга были выбраны 4 телеканала два из которых государственные Аз
ТВ (Az TV) и Общественное Телевидение (İTV), два других это часные телеканалы
такие как ANS и ATV.
Для мониторинга были выбраны передачи охватывающие prime-time период, это
4-х часовой период времени с 19:00-23:00 а так же те передачи спектр которых
охватывает главные новости, передачи как talk-show и передачи информационного и
дискусиционного характера.
результаты
мониторинга следующие: